Технология тестирования
Периодическое использование тестовых контрольных работ решает ряд задач:
• позволяет проверить знания учащихся по широкому спектру вопросов;
• позволяет подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, сдаче единого государственного экзамена по физике;
• обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений, исключает субъективизм в оценивании результатов;
• облегчает работу учителя, позволяет проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности;
• дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала;
• повышает интерес к контролю знаний и к предмету в целом.
Тестовые контрольные работы состоят из двух частей: задания закрытого типа (с выбором ответа) и открытого типа (без вариантов ответов). Тестовые задания построены соответственно уровням усвоения учебного материала. Структура теста:
Ответы на закрытые задания вносятся в таблицу, например:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ответ А Б А …
Каждый ответ закрытых заданий оценивается в два балла, при этом допускается не более двух исправлений (третье не считается). Неверный ответ зачеркивается, ниже пишется другой.
Ответы на открытые задания даются полностью. Для оценки заданий такого типа учитель составляет инструкцию по проверке, в которой прописывает этапы решения задачи и распределяет баллы за каждый шаг.
Перед применением тестовых контрольных работ необходимо научить учащихся решать задания открытого и закрытого типа, провести тренинг по выполнению подобной работы.
Основными показателями результативности обучения являются:
• Средний балл, характеризующий качественный уровень подготовки учащихся.
• Справляемость – процент учащихся, набравших проходной балл. Проходной балл – число баллов, достаточное для выставления удовлетворительной оценки.
• Степень обученности, рассчитывается по формуле В.П. Смирнова: , где n – количество писавших тест; n1 – количество пятерок; n2 – количество четверок; n3 – количество троек; n4 – количество двоек.
Часто, при проведении обычных контрольных работ, учащиеся с завышенной самооценкой, получая низкую отметку, уверены, что их работу оценили неверно, что учитель относится к ним предвзято. Результаты тестирования в одинаковых для всех условиях убеждают таких учащихся в их слабых результатах, а учителя с субъективным отношением к ученику обнаруживают свою несправедливость. В большинстве случаев, как показывает практика, сильные ученики при тестировании подтверждают свои результаты, а слабые не справляются с заданиями. Кроме того, учащиеся с интересом и доверием относятся к процедуре тестирования, стремятся улучшить свои знания, повышается рефлексия обучения. Рейтинговое сравнение результатов создает мощную мотивацию к более глубокому изучению материала.
Примеры тестов, созданныйв данной технологии, представлены на сайте в разделе Тесты по физике