Методическая система учителя физики Фирюлиной Н.В.
Ведущая идея: Реализация личностного подхода на уроках физики и развитие познавательного интереса к предмету на его основе.
Цель: на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и обеспечение на его основе фундаментального качественного образования в области физики.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач урока;
- развитие чувства успеха у обучающихся, уверенности ученика в том, что он добьется цели, укрепление веры учащихся в возможность преодоления трудностей через дифференциацию обу чения на основе когнитивных стилей, создание ситуаций выбора;
- формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.
Основные принципы:
1 )Принцип включенности ученика в процесс познания
2) Принцип сотрудничества, сопровождения и поддержки
3) Принцип индивидуально-личностного подхода
4) Принцип ценностно-смысловой направленности образования
5) Принцип свободы
6) Принцип развития и саморазвития
Содержание
1. Преподавание физики ведется на углубленном уровне:
7-8 – пропедевтический курс - 3 часа в неделю (2 часа за счет федерального компонента + 1 час за счет школьного компонента);
9-11 класс – углубленное изучение (5/6/6 ч. в неделю);
10-11 класс – базовый уровень (2/2 ч. в неделю).
2. Комплекс организационно-педагогических условий по реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики основной школы, включает в себя следующие компоненты:
1) Использование методов, средств и форм организации обучения физике, соответствующих когнитивным стилям учащихся.
2) Создание вокруг ученика личностного пространства из физических явлений и процессов, позволяющего сделать физические знания частью его жизни путем активизации субъектного опыта ученика и включения его в процесс познания. Сущность данного условия состоит в том, что, организуя личностно-ориентированное обучение, учитель должен, прежде всего: признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым субъектным опытом; организовать особую деятельностно-творческую среду, позволяющую раскрыть субъектный опыт ученика и включить его в процесс познания физики.
Публикация по данному вопросу:
Включение субъектного опыта учащихся в процесс познания [Текст] / Н. В. Фирюлина // Инновационные идеи в работе учителя: материалы 35-й науч.-практ. конференции учителей естественнонаучных дисциплин образовательных учреждений г. Кирова и Кировской области. 22-24 января 2008 г. – Киров: КИПК и ПРО, 2008. – С. 114 – 118.
3) Приобретение и овладение знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе сотрудничества участников учебного процесса (учитель – ученик, ученик – ученик).
4) Включение кроме предметного компонента в содержание учебного материала по физике совокупность технологического, личностного и аксиологического.
Поскольку цели обучения рассматриваются как фактор, определяющий содержание, то в соответствии с целями в содержании я определяю четыре компонента: предметный, технологический, личностный и аксиологический.
Предметное содержание обеспечивает школьников научными знаниями. К нему относят компоненты образовательного минимума, программы по предмету и те знания, которые необходимо дать сверх стандарта, чтобы содержание стало средством развития личности. Учебный материал дается с учетом индивидуальных, возрастных потребностей и интересов ребенка. Учащиеся вовлекаются в деятельность по осмысливанию практической значимости, полезности приобретаемых знаний и умений через причастность к их получению, через включенность в процесс познания.
Технологическое содержание способствует формированию и развитию у обучающихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в процессе познания окружающей действительности. Реализация данного компонента осуществляется путем включения в содержание научного метода познания: факты – модель – следствия – эксперимент (принцип цикличности). Приобщение школьников к методам научного познания способствует углублению интереса к предмету, поскольку это открывает широкие возможности для предоставления учащимся инициативы, независимости и свободы в процессе познания, ощущения радости от творчества. Организация учебного познания согласно циклу научного познания, что позволяет превратить обучение физике в активную, мотивированную, личностно значимую познавательную деятельность.
Использование принципа цикличности на уроках физики было отражено в нескольких моих публикациях:
Использование цикла научного познания для организации личностно ориентированного обучения [Текст] / Н. В. Фирюлина // Мо¬дели и моделирование в методике обучения физике: материалы докладов рес¬публиканской научно – теоретической конференции – Киров: КИПК и ПРО, 2007. – С. 67 – 70.
Урок – лабораторная работа, знакомящая с методом познания [Текст] / Н. В. Фирюлина // Физика в школе. – №8. – 2009.– С. 43–46.
Личностное содержание. Личностное содержание образования обеспечивает познание себя, овладение способами саморегуляции, развитие рефлексивной способности, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Данное содержание обеспечивается включением личностно-значимых знаний (субъектный опыт учащегося, его переживания, рефлексию), личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, интересных для каждого конкретного ученика сведений, ярких фактов, и является неоспоримым источником развития его познавательного интереса.
Аксиологическое содержание. Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций и личностных смыслов.
Включение в содержание учебного материала кроме предметного компонента совокупности технологического, личностного и аксилогического, обуславливает, во-первых, вооружение школьников методологическим знанием, во-вторых, обнаружение личностных смыслов изучаемого физического материала, в-третьих, обретение смысла познания природы и ее преобразования.
Методика конструирования содержания была представлена в следующей публикации:
Конструирование содержания школьного курса фи¬зики в контексте личностно ориентированного образования [Текст] / Н. В. Фи¬рюлина // Модели и моделирование в методике обучения физике: материалы докл. республиканской научно – теоретической конф. – Киров, 2004. – С. 71 – 72.
5) Создание на уроке ситуаций выбора, предоставляющих ученику необходимое пространство свободы для определения основных компонентов своего образования: целей, задач, форм и методов обучения, личностного содержания (сверх образовательного стандарта).
Обеспечение свободы самовыражения и возможности выбора на уроках физики осуществляется при помощи следующих средств: использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности; предоставление возможности выбора формы работы (индивидуальная, парная, групповая); создание ситуаций выбора способов, форм, методов контроля, исходя из параметров развития личности; предоставление возможности выбора вида, формы, объема и сложности домашнего задания; стимулирование к выбору и использованию разных способов выполнения задания; создание ситуаций нравственного выбора; создание ситуаций, позволяющих высказывать свою точку зрения, аргументируя свой ответ.
6) обеспечение состояния успешности каждого школьника и позитивного эмоционального фона при освоении физики.
7) Разумное и квалифицированное использование Интернет-технологий, способствует реализации стандарта образования, а также повышению интереса и мотивации учащихся к изучению физики, активизации их познавательной деятельности.
Реализуются следующие направления работы с использованием цифровых образовательных технологий:
• Использование компьютерных обучающих программ, уже готовых и создаваемых мной и учащимися.
• Компьютерное моделирование физических процессов и явлений.
• Создание мультимедийных сценариев уроков.
• Использование ЦОР во внеурочной и урочной деятельности.
• Осуществление контроля знаний учащихся с использованием компьютерных программ и технологий дистанционного обучения.
• Использование сетевых ресурсов Интернет.
• Использование интерактивной доски.
3. Технология деятельности выстраивается на основе логики научного познания (В. Г. Разумовский, Ю.А. Сауров) и состоит из следующих этапов.
На этапе отбора фактов происходит изучение личности школьников, выяснение когнитивного стиля учащихся, определяется уровень сформированности и качество развития познавательного интереса. На этапе построения модели осуществляется определение познавательного профиля каждого учащегося, подбор комплекса мер, способствующих формированию познавательного интереса, развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников. На третьем этапе (выдвижение следствий) определяется стратегия деятельности, выстраивается системы работы по предмету, составляется личностно-ориентированная программа обучения. Четвертый этап (эксперимент) включает в себя следующее: применение построенной модели развития; анализ и оценка результатов работы по выделенному направлению; отслеживание динамики развития; коррекция индивидуальной программы обучения и развития.
При таком подходе удается построить целостную систему формирования познавательного интереса к физике в процессе реализации личностно-ориентированного подхода, в которой объединены факты о личности школьника, уровне развития его познавательного интереса, методы развития и диагностики, анализ, коррекция результатов и т. д.
Формы обучения
Процесс обучения организуется в различных формах.
Основной формой организации учебных занятий по физике, как и прежде, остается урок того или иного типа. Мною разработана методика организации типичных видов учебных занятий по физике, на которых в процессе реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается для каждого ученика комфортная и одновременно развивающая учебная деятельность, обуславливающая формирование и развитие познавательного интереса.
Обязательными элементами практически каждого урока, имеющего личностно-ориентированную направленность, являются этапы мотивация – целеполагание (субъектное целеполагание) – актуализация субъектного опыта. Также важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.
Главной перспективой организации уроков физики с личностно-ориентированной направленностью является, прежде всего, переосмысление самой методики их конструирования. Такие уроки вовлекают школьников в активную познавательную деятельность; приобретаемые знания несут определенный личностный смысл, происходит задействование субъектного опыта; наряду с усвоением фактического материала через различные виды деятельности происходит развитие личностных качеств и способностей детей, что само по себе достаточно сложная задача.
Методика организации типичных уроков физики представлена в публикации:
Построение модели личностно-ориентированного урока [Текст] / Н. В. Фирюлина // Физика в школе. – №6. – 2007. – С. 23 – 29.
Кроме уроков изучения нового материала, уроков решения задач и уроков – лабораторных работ, в практике обучения физике используются разнообразные формы организации учебных занятий: уроки-конференции, уроки Web-квесты; уроки самостоятельной (исследовательской) работы, уроки обобщения материала, уроки в форме дидактических игр и др.
С внедрением ИКТ формы обучения обогатились дистанционными формами и возможностью сетевого взаимодействия.
Формы организации деятельности учащихся.
В работе используются все формы организации деятельности учащихся, однако их выбор определяется типом урока, выбранным методом обучения и когнитивными стилями учащихся.
Именно когнитивные стили принимаются во внимание как важнейший фактор при комплектовании групп. Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение их с учетом познавательных особенностей позволяет ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобным, так как принцип построения работы учащихся соответствует их когнитивным стилям.
В зависимости от методической задачи дифференцирование производится как на группы, объединяющие учеников одного когнитивного стиля (гомогенные), так и на группы, в состав которых входят ученики, обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные).
На этапе усвоения нового знания целесообразно использовать разбиение на гомогенные группы: первая объединяет И - ПЗ учащихся, вторая — Р - ПЗ учащихся, третья — И - ПН учащихся. А для Р - ПН учеников показана индивидуальная самостоятельная работа, как наиболее соответствующая их когнитивному стилю.
На стадии применения полученных знаний уже все ученики работают в группах, на этом этапе рекомендуется использование гетерогенных групп. Это необходимо, чтобы у каждого ученика не происходила фиксация своей познавательной стратегии, как единственно возможной и при общении с другими членами группы развивались наиболее эффективные качества, необходимые для решения предложенных задач. На этом этапе при совместной работе учеников из разных когнитивных групп исправляются ошибки и восполняются пробелы, возникающие на стадии формирования нового знания
Технология индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика обеспечивает максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения и в конечном итоге приводит к самореализации каждого ребенка, что является необходимым результатом применения личностно-ориентированного подхода. Психологический комфорт и успешность обучения в свою очередь создают необходимые условия для развития познавательного интереса школьников при изучении физики.
Методы обучения
Выбор методов обучения зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности обучаемых, когнитивного стиля учащихся.
Кроме того, методы и приемы, используемые при реализации личностно-ориентированного подхода, соответствует таким требованиям:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и аоведения.
Педагогические технологии
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
1) Обучение в сотрудничестве. Личностно-ориентированное обучение – это, прежде всего, совместная деятельность учителя и ученика, учащихся между собой.
Взаимодействие учащихся в процессе совместной деятельности на уроках физики способствует: во-первых, более быстрому разрешению поставленной проблемы; во-вторых, в процессе ее решения совершается меньше ошибок; в-третьих, активность и продуктивность деятельности усиливается.
Первый используемый нами в экспериментальной работе, вариант обучения в сотрудничестве - обучение в малых группах. Он предполагает следующую организацию. Группа состоит из 4-х человек разных когнитивных стилей. Задание, выдаваемое группам, дается либо по частям, где каждый ученик выполняет свою определенную часть работы, либо по «вертушке», когда первое задание выполняется первым участником группы, второе – вторым и т. д., при этом оно комментируется выполняющим его учеником и проверяется всей группой. После завершения работы предполагается либо общее обсуждение результатов работы над данным заданием разными группами, либо рассмотрение заданий групп, если задания были разные.
Второй вариант обучения в сотрудничестве - «пила». Учащиеся разбиваются на гетерогенные группы для работы над учебным материалом, который разделен на смысловые блоки. Каждый член группы работает над определенным фрагментом и находит материал по своей части. Ребята, изучающие один и тот же вопрос, организуются во временную группу для обмена информацией, обсуждения рассматриваемой темы. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в группы и обучают всему новому, что узнали сами. Другие в свою очередь рассказывают о своей части задания и т. д. Чтобы полностью освоить тему, выполнить задание, необходима добросовестная работа всех участников группы. Отчитываться по всей теме может как каждый по отдельности, так и вся команда. В качестве контроля учитель или участники других групп могут задать любой вопрос любому члену группы по любой части задания.
Третий вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием одной большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего учебного материала или выполнение общего задания.
2) Метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проекты в работе используются: индивидуальные и групповые, а также телекоммуникационные.
Кратковременные проекты используются на уроках при обобщении полученных знаний в данной теме. При этом используются информационные технологии и сервисы Google. Результаты работы над проектом при подготовке к уроку-исследованию "Условия плавания тел" можно увидеть по адресу: https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AjY80-OSsVz8dDZkd2NkVl9BT2JfSnhxazFtck1RbUE
Длительные проекты. В рамках выполнения курсовых работ школьники выбирают написание исследовательских и проектных работ по физике, работу над которыми они ведут в течении нескольких месяцев. Результаты представляются на Лицейских чтениях, победители выступают на городских, областных и всероссийских конкурсах. Пример такой проектной работы представлен здесь.
Телекоммуникационные проекты (Web-квесты). В этом случае группа ведет работу над проектом в Интернете. Такой проект имеет сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование.
Пример такого проекта представлен на данном сайте. Методика использования web-квеста на уроке была представлена на Открытом уроке по теме «Сложение сил», в рамках недели информатизации образования на Вятской земле.
3) Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Среди индивидуальных характеристик личности, формирующих познавательную стратегию и определяющих поведение обучаемого в учебном процессе, большинство исследователей (Г. А. Берулава, Г. Клаусс, М. А. Холодная и др.) выделяют когнитивные стили.
Следуя Г. Клауссу, наиболее важными когнитивными стилями считаю дифференцированность поля (с параметрами «полезависимость / поленезависимость») и тип реагирования (с параметрами «импульсивность / рефлексивность»). Полезависимость / поленезависимость характеризует способность при восприятии отстраниться от периферии поля восприятия.
Когнитивные стили: Импульсивные - Полезависимые (И -ПЗ), Импульсивные - Поленезависимые (И -ПН), Рефлексивные - Полезависимые (Р -ПЗ), Рефлексивные - Поленезависимые (Р -ПН).Учащиеся различных классов прошли диагностику у психологов, которые выявили когнитивные стили школьников.
При отслеживании успеваемости учащихся, анализе и сопоставлении результатов, выяснилось, что в классах с высоким показателем успеваемости дети обладают рефлексивной стратегией поведения, а в классе с более низкой успеваемостью доминирует импульсивный стиль. Таким образом, процесс усвоения материала, а, следовательно, и весь процесс учения в этих классах, происходит по-разному. Главной причиной в различии успешности обучения является то, что традиционные методики обучения оптимальны лишь для одной группы учащихся, обладающих рефлексивным - поленезависимых когнитивным стилем (Р - ПН), а для остальных учащихся они подходят в меньшей степени.Дифференциация на основе учета когнитивных стилей учащихся и учителя позволяет сделать его оптимальным для данного состава класса и обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования в пределах Государственного стандарта. При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем, а процесс обучения становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
1) Технология Веб-квеста. Веб-квест - это образовательный сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Такие веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему. Технология работы с Web-квестом описана на этом сайте.
2) Технология использование сервиса Google. Сервис предоставляет возможность создавать и хранить в сети Интернет текстовые документы, электронные таблицы, презентации, редактировать их одновременно несколькими пользователями, публиковать их в открытом доступе с получением URL-адреса, просматривать все версии изменений документа. Это практически бесплатный сетевой проект, дающий учителю неограниченные возможности его использования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Примеры:
• совместное заполнение документа при выполнении задания, при этом группы (пары) могут одновременно работать с документами;
• создание мини-презентаций по теме, которые находятся в совместном доступе.
Причем данная технология позволяет работать как на уроке (групповая, индивидуальная формы работы, когда ученик (группа) находится за отдельным компьютером), так и во внеурочное время - каждый ученик находится дома и осуществляется совместная работа над тем или иным проектом, документом.
3) Использование сайта учителя как элемента образовательной среды
Сайт учителя позволяет: привлечь внимание к изучаемому предмету; расширить возможности работы с дополнительной информацией; осуществить индивидуальный подход и повысить качество усвоения и закрепления учебного материала при помощи различных материалов; развить навыки самостоятельной работы; развивать сотрудничество и партнерство между педагогом и учеником, так как осуществляется обратная связь между учителем и учеником посредством специальных возможностей сайта.
Ресурсы сайта позволяют создавать интерактивные тесты разных типов. Для подготовки учащихся к контрольным работам, итоговому тестированию, к ГИА, ЕГЭ интересны тесты, которые позволяют не только пройти тесты, но и посмотреть в каких заданиях были допущены ошибки.
Ссылки на цифровые образовательные ресурсы позволяют:
во-первых, самому создавать каталог ЦОР, которые можно использовать на уроках или во внеурочное время;
во-вторых, школьники по заданию учителя или самостоятельно по желанию во внеурочное время изучают тот или иной ЦОР в качестве материала для подготовки к уроку, либо дополнительного материала.
Опрос учащихся показал, что около 40% используют ЦОР для подготовки к урокам.
Специально разработанные мной или учениками программы, материалы, презентации, которые располагаются на сайте, создают возможность проходить обучение по той или иной тематике. Это очень полезно для тех детей, которые пропустили занятие по болезни или др. причине. А так же это интересно тем детям, и не только детям, которые хотят расширить свой кругозор, научиться создавать различные программные продукты. Такие программы находятся на сайте в разделе Обучалки.
Размещение интересной и занимательной информации по предмету позволяет повысить интерес школьников к изучаемому предмету или сообщить необходимую для их обучения информацию. Это для примера – занимательные задачи (задачи Григория Остера), новости ЕГЭ и ГИА.
Сайт позволяет размещать различные задания с комментариями: индивидуальные, экспериментальные, творческие, домашние задания и задания для подготовки к контрольным работам.
Сайт учителя: расширяет сферу взаимодействия учителя и ученика; обеспечивает свободный доступ обучающихся к ЦОР; является ресурсным центром для ученика и учителя; является средством самоконтроля и самообразования; способствует индивидуализации процесса образования; позволяет осуществлять дистанционное обучение.
4) Оценивание с помощью компьютера. Для этого используется бесплатная программа MyTestX. в Лицее установлена сетевая версия данной программы. Она позволяет раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров тестируемых и анализировать их в удобном виде. При сетевом тестировании результаты тестирования передаются по сети в модуль Журнал, либо при выполнении тестирования в домашних условиях результаты посылаются по электронной почте.
Средства обучения
Необходимым условием осуществления личностно-ориентированного обучения физике является создание учебного кабинета по физике, который может рассматриваться как элемент программно-методического обеспечения личностно-ориентированного обучения.
Для этого в кабинетах физики имеются:
• разработки учебных тем и уроков, методические рекомендации по подготовке к занятиям, собранный и распределенный по темам наглядный и дидактический материал;
• современное физическое оборудование для проведения фронтальных опытов, лабораторных работ, исследовательских работ, практикума;
• ксовременные технические и компьютерные средства: видео и DVD проигрыватели, телевизор, компьютеры (ноутбуки), лазерные проекторы, интерактивная доска;
• подобран набор электронных изданий учебного назначения на CD-ROM (19 дисков);
• составлен каталог материалов по физике из "Единой коллекции ЦОР" (располагается на сайте);
• в кабинете имеется локальная сеть с выходом в Интернет;
• при необходимости индивидуальной (групповой) формы работы школьников за компьютером используются кабинеты информатики, в проекте создание мобильного класса.
Результат
Мониторинг ведется по следующим направлениям:
1) отслеживание динамики и характера развития познавательного интереса;
2) личностная направленность уроков по физике;
3) получение достоверных и объективных данных об уровне обученности школьников независимо от программ, технологий и методов обучения на основе авторских тестов составленных по технологии тестирования, разработанной Вологодским центром тестирования
4) систематическое использование компьютерных тестов, созданных в программе MyTestX, для отслеживания уровня усвоения программного материала по физике
Результаты работы:
- Показатели успеваемости и качества знаний выше областного уровня.
- Одним из показателей эффективной работы являются достижения учащихся на предметных олимпиадах, так как при личностно-ориентированном подходе большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Ежегодно учащиеся становятся призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и призерами регионального этапа.
- Результаты сдачи ЕГЭ.
- Участие в творческих проектах, и внеклассных мероприятиях по физике не только на уровне школы, написание исследовательских и проектных работ и ихзащита на конференциях разного уровня.
- Поступление учащихся в крупные ВУЗы страны, спецификация которых связана с физикой.
Авторская составляющая методической системы
Выявлен и научно обоснован комплекс организационно-педагогических условий, осуществление которых в их единстве и взаимосвязи обеспечивает реализацию целей и задач методики работы по организции обучения физике на основе личностно-ориентированного подхода.
Разработаны методические рекомендации по организации уроков физики разного типа, на которых осуществляется реализация личностно-ориентированного подхода, представленные в виде обобщенных алгоритмов, и практикой доказана их эффективность для формирования познавательного интересаа, интеллектуальных и творческих способностей учащихся наряду с успешным усвоением соответствующих знаний и умений по предмету.
Определена технология деятельности учителя по реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики.
Разработаны авторские тесты, позволяющие сравнивать результаты по ним независимо от темы, класса и даже предмета.
Основы методической системы были отражены в публикациях:
• Задачи обучения физике в контексте личностно ориентированного образования [Текст] / Н. В. Фирюлина // Актуальные проблемы педагогического процесса в условиях модернизации российского образования: сборник научно-методических трудов аспирантов и докторантов научной школы В. С. Данюшенкова (2004 г.) – Киров : ВятГГУ, 2004. – С. 51 – 54.
• Организация образовательного процесса, обеспечивающего личностно-ориентированную направленность [Электронный ресурс] / Н. В. Фирюлина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2006-2007 учебный год: Материалы участников. – М. : ООО «Чистые пруды», 2007. – 2 электрон. опт. диска (DVD-ROM).
• Организация обучения, направленного на личностное развитие учащихся [Текст] / Н. В. Фирюлина // Инновации в образовании: сборник научно-методических трудов аспирантов и докторантов научной школы В. С. Данюшенкова (2006 г.) – Киров : ВятГГУ, 2007. – С. 69 – 72.
• Итоговый контроль знаний учащихся в условиях личностно ориентированного обучения [Текст] / Н. В. Фирюлина // Обучение физике в школе и вузе в условиях модернизации системы образования: материалы Всероссийской научно-методической конф. 22-23 апреля 2004 года. – Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 2004. – С. 74- – 75.
• Система принципов личностно-ориентированного обучения как основа организации современного образовательного процесса [Текст] / Н.В. Фирюлина // Личностно-ориентированный подход в образовании: методология и практика: сборник научно-методических трудов аспирантов и докторантов научной школы В.С. Данюшенкова (2007 г.) – Киров: ВятГГУ, 2008. – С. 86-98.