Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.
Конкретными результатами освоения ИКТ и формирования способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность), как указано в ФГОС второго поколения, является "активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры".
- ИКТ в обучении осуществляется в школах достаточно давно, и этому посвящено множество различных разработок. Однако, применение данных технологий до сих пор носит эпизодический характер, и не является системой в работе учителя-предметника. Основной формой их применения на уроках остается использование презентаций, намного реже материалов ЦОР и интерактивных обучающих программ.
Следовательно, проблема формирования ИКТ компетентностей по-прежнему является одной из ключевых в педагогике, а в современных условиях перехода на ФГОС второго поколения приобретает еще большую остроту и актуальность.
Научная новизна заключается в следующем. Разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных Интернет-ресурсов на уроках физики и во внеурочной деятельности, представленные в виде обобщенных алгоритмов, и доказана их эффективность для формирования ИКТ-компетентности школьников наряду с успешным усвоением соответствующих знаний и умений по предмету и развитием познавательного интереса учащихся.
Теоретическая значимость. Обоснованы целесообразность и возможность организации работы по развитию ИКТ-компетентности учащихся на основе использования разнообразных Интернет-ресурсов на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что разработаны формы организации урочной и внеурочной деятельности на основе использования Интернет-ресурсов. Результаты работы могут быть использованы учителями физики, а так же других предметных дисциплин для внедрения методики использования Интернет-ресурсов в практику преподавания и повышения уровня ИКТ-компетентности учащихся.
Условия реализации. Необходимым условием реализации предлагаемой методики является наличие в кабинете физики необходимого программно-методического и технического обеспечения:
• современные технические и компьютерные средства: видео и DVD проигрыватели, телевизор, компьютеры (ноутбуки), лазерные проекторы, интерактивная доска;
• каталог материалов по физике из "Единой коллекции ЦОР" (располагается на сайте);
• локальная сеть с выходом в Интернет;
• при необходимости индивидуальной (групповой) формы работы школьников за компьютером используются кабинеты информатики, мобильный класс.