На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания предмета. В связи с переходом на новые стандарты, отдавать предпочтение нужно тем методам обучения, которые помогают освоить универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Если говорить об коммуникативных УУД, то, несомненно, одной из перспективных технологий является обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! «Педагогика сотрудничества представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности» [2]. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.
Сингапурский метод обучения основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности. Сингапурская методика предполагает кооперативное обучение, основу которого заложил еще русский психолог Лев Выготский. Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:
1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.
2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.
3. Взаимное общение.
4. Коммуникативные умения.
5. Постепенная выработка коммуникативных умений. Необходимо формировать умения слушать, слышать, понимать, помогать и т.п. Эти умения усиливают коммуникабельность, помогают решать конфликты и проблемы.
Сингапурские учителя, взяв на вооружение лучший педагогический опыт, систематизировали его в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. Следует отметить, что «согласно данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности здесь – один из высочайших среди всех стран. А с 1995 года сингапурские школьники демонстрируют лучшие знания в международном исследовании TIMSS.» [1, с. 37]
По всему миру проходят тренинги, на которых представляется сингапурская методика, показываются возможности ее применения в образовательной практике. В нашей стране Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy». Жаль, что подобные тренинги не проходят у нас в Кировской области, и большинство учителей даже не слышали о существовании сингапурской методики.
Я познакомилась с этой системой обучения на одном из окружных конкурсов «Учитель года», являясь председателем жюри. Меня методика крайне заинтересовала, и я ринулась на просторы Интернета в поисках информации. Но найти смогла совсем немного, полноценной информации о данной методике на русском языке просто нет. Поэтому, основываясь на разработках учителей и краткого описания теоретических основ в научных статьях, я начала освоение элементов сингапурской методики и их реализацию в практике обучения, адаптируя их к нашей системе обучения. Коллеги из школы тоже заинтересовались моими разработками и предложили провести мастер-класс.
Так возникла идея разработать мастер-класс, целью которого является знакомство учителей с некоторыми обучающими структурами сингапурской методики обучения.
Этот мастер класс был проведен на различных мероприятиях разного уровня и получил высокую оценку тех, кто на нем присутствовал.
Составляющие сингапурской методики – это обучающие структуры (Learning Structures), которые можно разделить на 3 основные группы:
1. структуры, основанные на взаимодействии ученик-учебный материал;
2. структуры, основанные на взаимодействии ученик-ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества;
3. структуры, необходимые для организации процесса обучения, позволяющие делать урок интересным для обучающихся, способствующие повышению самооценки и уверенности в себе, отрабатывающие социальные навыки коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Обучающих структур существует около 250, они являются частью некоего конструктора урока, отбираются в зависимости от этапа и цели, реализуемой на данном этапе. Все названия приемов и структур, по требованию компании «Educare International Consultancy», даются на английском языке. Некоторые структуры мной были немного модифицированы и поэтому переименованы для лучшего понимания их использования.
Перейдем непосредственно к самому мастер-классу.
1) Расстановка парт.
В основном учащиеся класса делятся на группы по 4 человека и располагаются за сдвоенными партами, которые выстроены таким образом, что учитель располагается в центре (см. рис.1). Однако, в наших условиях, такую расстановку парт сделать не всегда получается, поэтому я использую другую модификацию (см. рис. 2). Очень часто коллеги, да и я в свое время, организуя групповую работу по 4 человека, предлагают обернуться одной из пар назад к другой паре. Таким образом, они поворачиваются спиной к учителю, визуальный контакт пропадает, а при расстановке парт как на рис. 2, ученик легко может, как общаться с участниками группы, так и видеть учителя, находящегося, например, у доски.
Рис. 1. Расстановка парт Рис. 2. Другая расстановка парт
В центре столов находится табличка Manage Mat (см. рис. 3).
Рис. 3. Manage Mat
Цифры и буквы позволяют легко распределять учащихся для работы в команде, где каждый участник имеет свой номер, при работе в парах, партнеры обозначены буквами. Также по ней определяются партеры по плечу и партеры по лицу.
Для проведения мастер класса, а так же и для организации работы на уроке, заранее заготовлены конверты разного цвета, в которые помещаются карточки с заданиями см. рис. 4.
Рис. 4. Конверты для заданий
2) Формирование групп.
Для формирования групп используется Броуновское движение на основе структуры Mix-Freeze-Group: «в ней учащиеся объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос»[4]. Задание выполняется, пока идет музыка.
Задание для участников. Каждый сейчас получает карточку из зеленого конверта. Передвигаясь по классу и общаясь с остальными участниками мастер-класса, вам нужно разделиться на группы по 4 человека. По какому принципу – определите сами. Расположитесь за столами вместе с вашей группой. Время на выполнение 2 мин.
Рис. 5. Изображения на карточках для мастер-класса по группам
Комментарий: Как показывает практика, сгруппироваться участники могут по-разному, главное, чтобы они смогли объяснить свой метод группировки. На уроках я использую данный прием на этапах актуализации субъектного опыта учащихся или мотивации и целеполагания. Например, при изучении темы «Три состояния вещества» в 7-м классе, карточки подбираются таким образом, чтобы подвести учащихся под тему урока, дать возможность им самостоятельно ее сформулировать.
Задание для участников. Посмотрите на карточку, лежащую на середине стола. Определите свой номер, партнера по лицу и партнера по плечу. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу – дайте пять друг другу; партнеры по лицу – поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь рукой в центре стола.
3) Следующая структура используется для того, чтобы участники смогли, обсудив все изображения, попробовали определить тему занятия.
Используем структуру Round Robin (Круговой обмен) – «обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз» [4].
Задание для участников. Посмотрите на слайд (рис. 5). Что может объединять все предметы, изображенные на карточках? Что может быть темой сегодняшнего занятия? Каждый по очереди предлагает свой вариант, обосновывая его. Далее в группе выбираете наиболее понравившийся ответ. Время на выполнение 1 мин.
Отвечать будет человек, который выше всех в своей команде. Он поделится общим мнением со всем классом.
Комментарий: Если учащиеся на уроке не смогли определить тему – ничего страшного нет, главное, что при выполнении этого задания происходит формирование и развитие аналитического мышления. Естественно, может возникнуть вопрос, а как связаны представленные предметы и тема занятия. Учитель может предложить вернуться к этому вопросу в конце изучения нового материала.
Темой занятия мастер-класса является «Микроволновая печь».
Рис. 6. Карта согласия
4) Для субъектного целеполагания возможно использование Карты Согласия на основе структуры Placemat Consensus.
Каждый представитель команды одновременно записывает за отведенное количество времени на карте (см. рис. 6) в своей части листа то, что он желает узнать по теме занятия. Далее первый участник называет один из пунктов, которые он записал. Остальные комментируют идею. Если участники команды соглашаются с важностью поставленной цели, то она записывается в центре листка. Пока есть идеи, действия повторяются. Затем команды представляют свои цели по данной теме всему классу.
Рис. 7. Реализация на практике
Комментарий. Таким образом осуществляется непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания. Помогая ученику осознать, сформулировать и уточнить цели и задачи предстоящей деятельности как собственную проблему, учитель создает ситуацию, когда вся последующая деятельность учащихся и способы достижения цели несут определенный личностный смысл, имеют личностную направленность вследствие зародившегося интереса к изучаемому вопросу, возникшей познавательной потребности. Происходит активное включение ученика в процесс познания.
5) Перед объяснением новой темы проводим структуру Anticipation-Reaction Guide («Руководство предположения/ реакции») или коротко мы называем ее «Фокус». Суть структуры заключается в следующем: «сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения “упражнения-раздражителя” (видео, картинка, рассказ и т.д.) для активизации их мышления» [4].
На мастер-классе демонстрируется видео по теме «Микроволновая печь: принципы работы».
Задание для участников. Самостоятельная работа с заданием
1. В столбике «ДО» поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с ним
2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения
Таблица 1. Задание для выполнения упражнения
ДО
|
УТВЕРЖДЕНИЯ
|
ПОСЛЕ
|
|
Можно растопить свечу в микроволновке
|
|
|
Нагрев в микроволновке происходит за счет изменения электрического поля
|
|
|
В микроволновке можно сварить яйцо всмятку в скорлупе без воды
|
|
|
Микроволновку можно включать пустой
|
|
4. Просматривая видео, используйте данные утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео
5. По завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с ним
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли Ваши убеждения? Почему?
Комментарий. Цель использования данной формы работы на уроке: во-первых, актуализировать субъектный опыт учащихся перед началом изучения темы, во-вторых, сфокусировать внимание учащихся при просмотре видеосюжета на важные аспекты изучаемой темы.
6) На следующем этапе применяется техника Диффузия на основе структур Find Someone и Quiz-Quiz-Trade. Ученики расходятся по классу. Поднимают руку в поисках свободного партнера, который не является партнёром по команде. В паре один ученик А задает вопрос, другой ученик В отвечает. Ученик А проверяет ответ по карточке, выданной ему. Потом они меняются, ученик В задает вопрос, А отвечает, В проверяет. Освободившийся ученик поднимает руку и ищет свободного партнера. Так делается несколько раз.
Задание для команд: Встаньте. Задвиньте стул. Разойдитесь, держите руку поднятой в поиске партнёра, который не является партнёром по команде. Задавайте вопрос, получайте ответ и проверяйте. Записывайте новую для вас информацию в таблицу 2. Основной вопрос: что можно, а что нельзя разогревать в микроволновке? Время на выполнение 3 мин.
Таблица 2. Карточка для новой информации
Пример некоторых вопросов для реализации данного этапа представлен ниже в таблице 3.
Таблица 3. Карточки с вопросами и ответами
Комментарий. Обычно при решении качественных задач по физике при фронтальной форме работы уже на 3-ей задаче детям становится скучно. При этом решение проговаривает один человек в классе, остальные только прислушиваются к его решению. Здесь же за тот же промежуток все учащиеся в интересной активной форме могут прорешать большое количество либо качественных задач, либо отработать теоретические вопросы изучаемой темы. При этом решение задачи или ответ на вопрос, который имеется на карточке ученика, он запомнит надолго.
7) Для углубления знаний, творческого применения новых знаний используется структура Raft. «Это вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.» [4]
Группам выдается текст (или они могут выбрать текст в зависимости от своих интересов) по различным аспектам изучаемой темы. Текст разделен на 4 части по количеству человек в группе.
Темы, предлагаемы на мастер-классе:
- Как очистить микроволновку?
- Как выбрать микроволновку для разогрева?
- Основные мифы о микроволновках.
- Вредна ли пища из микроволновки?
Каждый представитель группы работает со своей частью текста, выделяя его основу, главную идею. Далее с использование структуры Round Robin каждый по очереди делится информацией с группой. После этого обсуждается итоговое выступление группы по изученному вопросу.
Если брать более сложный вариант, то результатом работы группы может стать проект – инфографика рассмотренного вопроса, с которым один ее представитель будет выступать перед всем классом.
Пример результатов работы групп с одного мастер класса по теме «Основные мифы о микроволновках» представлен ниже, на рис. 8.
Рис. 8. Пример инфографики
8) Для рефлексии, подведения итогов используется структура Jot Thoughts («запишите мысли») – «обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх» [4]. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Задание для команд. Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги. На каждом листочке бумаги, не соблюдая очередности, выполняет шаги:
1) Придумайте слово, связанное с рассмотренной нами сингапурской методикой.
2) Проговорите громко это слово для участников вашей команды, чтобы ваши партнеры слышали вас и не писали те же самые слова, и запишите его на одном листочке бумаги.
3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх.
4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Время выполнения – 1 минута
Далее переходим к структуре Tic-Tac-Toe («крестики-нолики») – «обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали» [4].
Задание для команд.
Рис. 9. Крестики-нолики
|
1. Обсудите, какие 9 слов оставить на столе. Время выполнения 30 с.
2. Разложите листочки по 3 в 3 ряда (см. рис 9).
3. Теперь каждый из вас выбирает 3 слова, так, чтобы они образовали ряд (горизонталь, вертикаль или диагональ). Вы должны составить предложение, которое будет логически завершенным, оно должно включать в себя все выбранные вами слова. Предложение вы записываете на отдельном листе. Время выполнения 2 минуты.
Используется структура Round Robin. По очереди в группе зачитывается предложение. После обсуждения выбирается самое лучшее высказывание, по мнению группы, которое представляется всему классу.
По завершению возвращаемся к цветным карточкам-изображениям (см. рис. 5), которые были выданы в начале урока. Каждый по очереди вслух проговаривает, как связан рисунок с темой занятия. Таким образом осуществляется качественная проверка усвоенного материала на уроке.
После этого завершаем работу, проанализировав достижение целей. Каждый ставит «+» рядом со совей целью, если она реализована на занятии, «–» в противном случае. Заслушиваем тех, кто поставил «–».
Комментарий. Необходимо продумать заранее те вопросы, которые могут возникнуть у учащихся при постановке целей урока, и организовать обучение таким образом, чтобы по возможности у ученика не оставалось недостигнутых целей. Также, я считаю, можно предложить ученикам, у которых остались вопросы по изученному материалу, подготовить дома небольшой мини проект и представить его на следующем уроке.
Подведем итог.
Сильной стороной применения данной системы обучения является тот факт, что в процессе работы группа преобразуется в организованную команду со своим индивидуальным характером. Учащиеся, при работе:
- усваивают правила: внимательно слушать товарища, не перебивать, не смеяться над чужими ошибками, быть внимательными;
- осознают, что относиться к другим нужно так, как бы они хотели, чтобы к ним относились другие;
- учатся действовать в соответствии с пониманием, что успех группы возможен при условии активности и эффективной деятельности каждого представителя группы.
При этом достигаются высокие результаты в усвоении программного материала.
Источники информации:
1. Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС. – Управление школой. –январь, 2014. – С. 34-39.
2. Педагогика сотрудничества. Режим доступа: http://didacts.ru/termin/pedagogika-sotrudnichestva.html, свободный.
3. Материалы семинара «Преобразование обучения для XXI века». Режим доступа: https://infourok.ru/seminar-preobrazovanie-obucheniya-dlya-i-veka-715784.html, свободный.
4. Сингапурская методика обучения. Режим доступа: https://sites.google.com/site/singaporetechnique/home/educational-structure, свободный.
|